Компетентностная Модель - Национальный портал оценки компетентности

Поиск по сайту
Перейти к контенту

Главное меню:

Компетентностная Модель

Публикации

Перечень Фундаментальных Составляющих Компетентности (ФСК) человека в деятельности

Наименование составляющей

Краткое описание

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ

1

Знание российского и международного законодательства и нормативно-правовых актов

Данная составляющая компетентности присутствует в разной степени выраженности в любой деятельности, поскольку любая деятельность, как и её результаты должны соответствовать требованиям законодательства того государства, где эта деятельность ведется. Глубина знаний и навыки их применения в зависимости от деятельности могут сильно отличаться. Так, например, для специалистов юридических или кадровых служб предприятий эта составляющая компетентности является одной из ключевых, а для инженера-конструктора она, скорее всего, будет второстепенной.

2

Знание теории права и практики применения законодательства по рабочим процессам

Область применения этой составляющей компетентности намного уже, чем предыдущей. Ею должны обладать, прежде всего, специалисты в области правовых отношений. Она является особенно важной для тех специалистов, которые участвуют в судебных процессах от имени предприятия, сотрудниками которого они являются.

3

Знание правил техники безопасности, промышленной безопасности и охраны труда

Составляющая компетентности широкого спектра видов деятельности. Она присутствует как ключевая в тех видах деятельности, которые подконтрольны различным надзорным органам, таким как Ростехнадзор, государственная инспекция по труду, пожарная инспекция, экологическая инспекция и пр.  

4

Знание регламентирующей базы, структуры управления, идеологии и традиций предприятия

Этой составляющей компетентности в различной степени должен обладать каждый сотрудник организации. Знание внутренних действующих регламентирующих документов организации и деятельность в соответствии с положениями этих документов является прямой обязанностью руководителей подразделений любого уровня подчиненности. Для всех руководителей и широкого круга специалистов эта составляющая компетентности должна входить в перечень ключевых.

5

Знание нормативной и нормативно-технической документации по рабочим процессам

Составляющая компетентности устанавливает требования по уровню и объемам знаний нормативных документов, т.е. тех документов, которые устанавливают определенные ограничения и правила для соответствующих процессов или объектов. Это могут быть как внутренние документы предприятия, так и внешние. Примером внутренних нормативных документов могут служить методики расчета некоторых показателей, не установленные нормативно-правовыми актами, законами или внутренними регламентирующими документами предприятия, но используемые в работе (пример: методика расчета численности рабочих на производстве). Внешняя нормативная документация - это ГОСТы, Международные стандарты, СанПиНы, СНиПы и пр.

6

Знание методологии разработки и внедрения регламентирующих документов

Данная составляющая компетентности является ключевой для узкого круга руководителей и специалистов каждого предприятия, в чьи обязанности входит разработка таких документов, как Положения, Стандарты, Регламенты и пр. Под методологией следует понимать совокупность методов, правил и принципов разработки данных документов.

7

Знание методологии разработки технической и технологической документации

Специалисты предприятий, в чьи обязанности входит непосредственная разработка документации по различным процессам или проектам должны обладать этой составляющей компетентности, для них она является ключевой. Если должность предусматривает наличие предыдущей составляющей компетентности (Знание методологии разработки и внедрения регламентирующих документов), следует понимать, что в некоторых случаях регламентирующие документы могут включать в себя различные формы технической или технологической документации, однако к данной составляющей компетентности это имеет только косвенное отношение. Например, если главный технолог предприятия разрабатывает Стандарт описания технологических процессов, содержащий в приложении форму типовой карты техпроцесса и параллельно работает над описанием технологического процесса изготовления ротора электродвигателя (т.е. разрабатывает внутреннюю нормативную документацию), то это значит, что он обладает как данной составляющей компетентности, так и предыдущей, и обе они являются для его деятельности ключевыми.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

8

Знание иностранного языка в соответствии с требованиями рабочего процесса

В случае если деятельность предусматривает изучение иностранной литературы, устное или письменное общение с иностранцами, не говорящими на государственном языке страны, в которой находится предприятие или проверку знаний иностранного языка при подборе сотрудников, то данная составляющей компетентности может присутствовать в должности такого работника предприятия как ключевая. Следует помнить о том, что уровень и специфика знания иностранного языка должны строго соответствовать должностным обязанностям сотрудника. Важно определить какой именно язык или группу языков должен знать сотрудник и установить в требованиях к компетентности необходимую специализацию (техническую, экономическую, юридическую и пр.) и широту знания языка (разговорный, письменный, синхронный перевод и пр.). Только при таком подходе будет возможно определить фактическую составляющую компетентности человека в данном вопросе.

9

Знание теории и практики ведения переговоров и совещаний

Если должностными обязанностями предусматривается взаимодействие с контрагентами, то эта составляющая компетентности может быть ключевой. Для руководителей разного уровня компетентность в вопросах проведения совещаний имеет большое значение. Данная составляющая компетентности охватывает всю сферу деятельности сотрудников предприятия, которые организуют или принимают участие в коллективных (групповых) обсуждениях вопросов самой разной тематики.

10

Знание психологии общения и навыки практического применения этих знаний в рабочих процессах

Любое взаимодействие с людьми подразумевает наличие у человека этой составляющей компетентности. В зависимости от интенсивности этого взаимодействия, данная составляющая компетентности может быть ключевой или второстепенной. Должности штатных психологов предприятия, безусловно, содержат данную составляющую, и она является для них ключевой. Предыдущая составляющая компетентности (Знание теории и практики ведения переговоров и совещаний), безусловно, тоже предусматривает наличие у человека знаний психологии общения, однако переговоры и совещания – не единственные процессы, требующие подобных знаний и навыков. И напротив, проведение переговоров и совещаний предполагает наличие у сотрудника достаточного количества знаний и опыта в других сферах деятельности. Следовательно, хотя данная составляющая компетентности и пересекается с предыдущей, но она всё же является в большей степени независимой, «изолированной» составляющей и имеет широкий диапазон применения.

11

Владение массмедийными и мультимедийными технологиями презентаций

Современные технологии визуализации и эффективной подачи информации требуют наличия в структуре организации должностей, содержащих эту составляющую компетентности. Одним из ярких примеров может служить деятельность преподавателя или руководителя Учебного подразделения предприятия – для них данная составляющая может являться ключевой. Кроме того, руководители, специалисты и служащие PR-подразделений, внутренних СМИ и других подобных структур предприятий должны иметь высокий фактический уровень этой составляющей компетентности. Все больше и больше областей профессиональной деятельность требуют наличия специалистов, владеющих современными технологиями презентаций. Среди этих областей деятельности можно выделить такие профессии, как конструктор, технолог, руководитель проектов и пр. Особенно всё сказанное здесь касается второй части этой составляющей компетентности – владения мультимедийными технологиями.

12

Владение методами формирования и передачи знаний и умений сотрудникам

Преподаватели – это любые штатные и внештатные сотрудники Учебных организаций, занимающиеся передачей знаний и опыта учащимся. Преподавателем, теоретически, может быть любой специалист или руководитель организации, а учащимся – любой сотрудник в любой момент времени. Например, если сотрудник приходит в отдел кадров и просит разъяснить, каким образом он может получить компенсацию за неиспользованный отпуск, то в этом случае, в момент оказания ему специалистом отдела кадров консультационных услуг, сотрудник является учащимся, а специалист отдела кадров – преподавателем. Таким образом, видно, что данная составляющая компетентности может присутствовать в любой сфере деятельности человека, однако будет она являться ключевой или нет – зависит от интенсивности той части деятельности, которая связана с процессом передачи знаний и умений в рамках установленных полномочий (в рамках компетенции).

13

Знания и опыт взаимодействия с органами власти и госучреждениями по рабочим вопросам

Данная составляющая компетентности предполагает наличие знаний и опыта взаимодействия с различными структурами власти по рабочим вопросам: для бухгалтера это ИМНС, ФСС, ФОМС, ПФР и пр., для юристов – арбитражный или другой суд, МВД и пр., для специалиста учебного подразделения – Министерство образования, сертификационные центры и пр., для кадровика – ГИТ, для технических специалистов – различные органы по сертификации, Ростехнадзор и т.д. Если в рамках своих должностных обязанностей сотрудник взаимодействует с различными государственными структурами, то возможно, эта составляющая компетентности будет являться ключевой для его должности.

14

Знания и опыт взаимодействия со сторонними негосударственными организациями по рабочим вопросам

Если в рамках своих должностных обязанностей (своей сферы деятельности) человек ведет переговоры, запрашивает сведения о внешних контрагентах или ведет договорные работы с какими-либо сторонними организациями, оказывающими услуги предприятию или поставляющими предприятию свою продукцию, то данная составляющая компетентности для его должности может являться ключевой. Этой составляющей компетентности в обязательном порядке должны обладать руководители и специалисты по сбыту и снабжению, административные работники учебных подразделений, а также любые сотрудники, регулярно взаимодействующие с внешними контрагентами.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

15

Знание теоретических и практических вопросов организации работы в команде

Любой руководитель предприятия должен обладать этой составляющей компетентности. Управление проектами или процессами, в работу с которыми вовлечены другие сотрудники, также предусматривает наличие этой составляющей. Будет ли эта составляющая компетентности являться для конкретной должности ключевой – покажет анализ, оценка должности. Следует учитывать меняющуюся обстановку и то, что командной работе в последнее время отдается всё больше и больше предпочтения, а следовательно эта составляющая может не только появиться в тех сферах деятельности, где её до сих пор не было, но и стать для них ключевой. Неруководящие сотрудники, работающие в команде должны, также, обладать ею, но в меньшей степени, чем лидер команды.

16

Знание теоретических и практических вопросов планирования

Это одна из наиважнейших составляющих компетентности для любого подразделения и любого работника организации. Планирование, прежде всего, предполагает умение достоверно прогнозировать ситуацию, а это, в свою очередь требует своевременного получения достоверной информации. Каждый сотрудник должен уметь планировать свой рабочий день, своё рабочее время, свои материальные и нематериальные ресурсы. Для руководителей важно обеспечить сотрудников своевременной и достоверной информацией для индивидуального планирования и по подразделению в целом. Для большинства сотрудников предприятия категорий РСС (руководители, специалисты, служащие), данная составляющая компетентности будет являться ключевой.

17

Знание теории и практики разработки проектов и навыки управления проектами

В зависимости от специфики работы могут возникать задачи, требующие наличия данной составляющей компетентности. Следует четко понимать различия между разработкой и ведением проекта и делопроизводством по какому-либо локальному конечному процессу. Проектом будем считать комплекс работ, направленных на создание и запуск принципиально нового рабочего процесса, разработку нового продукта, создание методики, методологии и пр. Проект должен иметь четко определенные на этапе его разработки фазы реализации, ему должен соответствовать календарный график, отражающий ход выполнения работ по проекту, в документации проекта должна присутствовать смета затрат по проекту, должна быть рассчитана эффективность вложений и четко прописаны конечные результаты (конечный продукт) проекта. Те сотрудники, в задачи которых входит организация (разработка) проектов или участие в реализации проектов должны обладать данной составляющей компетентности как ключевой.

18

Знание теории и практики построения процессов, навыки управления процессами

Данная составляющая компетентности соответствует должностям руководителей и специалистов в достаточно широком спектре деятельности. Она относится как к макро-, так и к локальным «микро-» процессам: технологическим, производственным, экономическим, финансовым, процессам делопроизводства и пр. В зависимости от функциональных обязанностей, наполнение этой составляющей компетентности для различных позиций может сильно отличаться. Например, процесс делопроизводства по образовательным мероприятиям может быть четко прописан в корпоративном стандарте и существенным изменениям долгое время не подвергаться, однако какой-либо технологический процесс производства (например, процесс сварки кузова автомобиля) может в ближайшее время претерпеть существенные изменения благодаря техническому перевооружению, а соответственно и наполнение данной составляющей компетентности для специалистов по этим вопросам будет сильно отличаться: у специалиста по обучению акцент будет смещен в сторону управления процессом делопроизводства, а у технолога главным вопросом будет построение нового технологического процесса.

19

Владение знаниями, инструментами, методами и способами ведения учета по рабочим процессам

В зависимости от вида учета (бухгалтерский, складской, налоговый, кадровый, управленческий и пр.) и функциональных обязанностей работника по ведению соответствующего учета, делается вывод о присутствии данной составляющей компетентности в его позиции. Ключевой эта составляющая компетентности будет в том случае, если ведение учета является основной функциональной обязанностью работника.

20

Знание методологии формирования внутренней и внешней отчетности по рабочим процессам

Эта составляющая компетентности присутствует практически в каждой сфере деятельности человека. Так, например, обязанность по составлению ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных внутренних планов и отчетов о работе может быть заложена в корпоративном регламентирующем документе. Практически в каждой должности категорий РСС (руководители, специалисты, служащие) содержится соответствующая этой составляющей компетентности функциональная обязанность. Внешняя отчетность для некоторых позиций установлена законами и нормативно-правовыми актами (например, бухгалтерская отчетность). Из всего вышесказанного следует, что данная составляющая компетентности не всегда будет являться ключевой, а для каждой должности будет иметь своё смысловое наполнение.

21

Знание теории управления и практики ее применения в рабочих процессах

Эта составляющая компетентности присутствует не только в руководящих позициях. Принципы теории управления применимы и к различным процессам (пример: управление потоками создания товарно-материальных ценностей на производстве, управление транспортными потоками, финансовыми потоками и пр.), поэтому для определенного круга специалистов (не руководителей) данная составляющая компетентности может являться ключевой.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

22

Владение знаниями, инструментами, методами и способами поиска и подготовки информации

Множество видов деятельности так или иначе напрямую связаны с этой составляющей компетентности. На первый взгляд может показаться, что это чисто IT-компетентность, однако в большей степени она ориентирована на деятельность, связанную с решением задач анализа, проведения экспертизы, диагностики состояния объектов или процессов и т.д. Поиск и подготовка (сортировка, группировка, фильтрация и пр.) информации всегда предшествует работе по её обработке. Владение данной составляющей компетентности на должном уровне для широкого круга работников является необходимым условием качественного выполнения ими своих должностных обязанностей. Специалист по подготовке кадров, дефектоскопист, маркетолог, финансовый аналитик, специалист по качеству и т.д., обладающие данной составляющей компетентности смогут более уверенно принимать решения, давать рекомендации или заключения в соответствии со своими профессиональными обязанностями, чем аналогичные специалисты, пользующиеся информацией, собранной другими людьми из неизвестных источников.

23

Знание теоретических и практических вопросов анализа состава информации и её представления

Данная составляющая компетентности является логическим продолжением предыдущей (Владение знаниями, инструментами, методами и способами поиска и подготовки информации) и завершает этап подготовки данных для проведения с ними дальнейших аналитических процедур. Эта составляющая компетентности предусматривает владение методами обработки информации, проведения корреляционного анализа, статистической обработки данных, выделения скрытой информации и скрытых закономерностей последовательностей данных с последующей классификацией и архивированием полученных таким образом результатов. Обладание данной составляющая компетентности важно для тех специалистов и руководителей, чья деятельность тесно связана с экспертной, исследовательской и аналитической работой. Кроме того, она важна для делопроизводителей и специалистов, занимающихся формированием и ведением архива.

24

Знание теоретических и практических вопросов диагностики состояния объектов

Этой составляющей компетентности должны обладать как специалисты, так и руководители, связанные с определенными видами деятельности. Под диагностикой понимается процесс формирования экспертного заключения о состоянии объекта или процесса (например, формирование заключения врача о состоянии здоровья пациента), основанный на применении определенных диагностических методов, таких как, например метод дедукции, метод индукции или их комбинация. Заключение дается на основании предварительно собранной, обработанной и определенным образом подготовленной информации, чему способствует владение двумя предыдущими составляющими компетентности (Владение знаниями, инструментами, методами и способами поиска и подготовки информации и Знание теоретических и практических вопросов анализа состава информации и её представления). Часто процесс формирования экспертного заключения сопряжен с проведением промежуточных исследовательских процедур (вспомогательных экспертиз и исследований), для чего необходимо обладать следующей составляющей компетентности - Знанием теории и методологии проведения исследований по рабочим процессам.

25

Знание теории и методологии проведения исследований по рабочим процессам

Несмотря на взаимосвязь с предыдущей составляющей компетентности (Знание теоретических и практических вопросов диагностики состояния объектов), это достаточно независимая (изолированная) составляющая компетентности, поскольку деятельность отдельных специалистов можно характеризовать именно термином «исследовательская». К таким специалистам можно отнести, прежде всего, разработчиков новой продукции, следствием чего данная составляющая компетентности во многих случаях будет являться ключевой для руководителей и специалистов, участвующих в разработке.

26

Владение знаниями, инструментами, методами, способами прогнозирования и анализа рисков

Данная составляющая компетентности сопутствует составляющим компетентности в вопросах планирования и, в некоторых ситуациях, является её составной частью. Однако, существует ряд задач, для решения которых требуется обладать данной составляющей компетентности (Владение знаниями, инструментами, методами, способами прогнозирования и анализа рисков) «в чистом виде». Это, прежде всего, задачи предсказания катастроф и аварий на производстве, отказов технологического и производственного оборудования, прогнозирование фондового и валютных рынков. Результаты данных прогнозов могут использоваться не только для краткосрочного, среднесрочного и стратегического планирования, но и для обоснования создания резервных фондов, запасов материалов и комплектующих на складах, расчету вероятности того или иного опасного или наоборот, желаемого события. Данной составляющей компетентности должны обладать специалисты и руководители соответствующих структур предприятий, таких как, например финансово-аналитических подразделений, служб экономической безопасности предприятий, юристы, специалисты бухгалтерии и т.д.

ИННОВАЦИОННЫЕ

27

Знания средств разработки и практические навыки их использования в рабочих процессах

Под средствами разработки понимается широкий спектр программно-аппаратных средств, предназначенных для создания действующих образцов продукции или её отдельных элементов. На практике такими средствами могут быть различные среды разработки программ для персональных или промышленных компьютеров, программные или аппаратные эмуляторы микропроцессоров, контроллеров и других электронных компонентов производимой техники, программные средства разработки (трассировки) печатных плат и т.д. Данная составляющая компетентности является ключевой (с учетом её соответствующего приложения) для сфер деятельности руководителей и специалистов, занимающихся разработкой новых образцов и моделей продукции или их отдельных компонентов.

28

Знание технологий, методов и способов прототипирования и натурного моделирования

Это комплексная составляющая компетентности, также как и предыдущая (Знания средств разработки и практические навыки их использования в рабочих процессах) имеющая своё конкретное приложение в той или иной области деятельности, связанной со следующей стадией разработки новых моделей продукции и их отдельных компонентов. Ею должны обладать те руководители и специалисты, чья деятельность связана, как и в предыдущем случае, с разработкой новой техники и её компонентов. Отдельные виды деятельности, такие как создание моделей для литья, масштабное моделирование образцов продукции для презентационных целей и пр., также подпадают под действие данной составляющей компетентности. Одно из новых направлений в области создания прототипов деталей, узлов и масштабных копий продукции – системы быстрого прототипирования, так называемые «3D – принтеры». Специалисты и руководители профильных подразделений предприятий, должностными обязанностями которых являются создание прототипов, масштабных и действующих реальных моделей продукции или её компонентов должны обладать данной составляющей компетентности и для многих из них она будет являться ключевой.

29

Владение знаниями, инструментами, методами, способами расчета и математического моделирования

Данная составляющая компетентности предполагает владение теоретическим аппаратом аналитических расчетов и специализированным программным обеспечением для проведения расчетов с использованием различных численных методов и систем численного моделирования механических, аэродинамических, электрических, экономических и других видов систем. Если должностные функционал работника предусматривают подобную деятельность, то эта составляющая компетентности может являться для них ключевой.

30

Владение знаниями, инструментами, методами, способами проведения натурных испытаний

Проведение натурных испытаний опытных образцов продукции, масштабных моделей в условиях обтекания жидкостными и газообразными средами, сертификационные, приемо-сдаточные испытания серийной продукции предусматривает для сотрудников, в обязанности которых входит организация и/или участие в проведении описанных выше работ, наличие данной составляющей компетентности. В зависимости от специфики деятельности, эта составляющая компетентности будет иметь различное содержательное наполнение.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

31

Знание норм, правил делопроизводства и ведения архива по рабочим процессам

Различные виды деятельности предусматривают ведение архивов различных документов: договоров, актов, счетов-фактур, личных дел, дел по мероприятиям и пр. Для качественного исполнения своих обязанностей соответствующие специалисты и служащие, делопроизводители должны обладать на должном уровне этой составляющей, ориентированной на конкретный вид делопроизводства.

32

Теоретические и практические знания производственных технологий по рабочим процессам

Понятие «производственная технология» в рамках данной составляющей компетентности имеет довольно широкий смысл и подразумевает любую технологию или технологический процесс, знание которых входит в обязанности сотрудника организации. Примеры производственных технологий: литейные технологии, компьютерные технологии, технологии делопроизводства, технологии контроля качества продукции и пр. Если должность предусматривает знание какой-либо технологии (производственной, кадровой, информационной и пр.) по рабочим процессам, то эта составляющая компетентности может являться для неё ключевой.

33

Знания устройства и навыки применения инструментальной базы производственного процесса

Под инструментами в рамках данной составляющей компетентности понимаются любые средства, использумемые вручную или являющиеся исполнительной частью производственного оборудования, с помощью которых производится обработка исходного материала, сырья (как в случае с режущим инструментом обрабатывающих центров) или создается электронный (интеллектуальный) продукт (как в случае использования офисного программного обеспечения). Данная составляющая компетентности присутствует практически в любой позиции руководителя, специалиста или служащего, хотя бы потому, что выполняя свои должностные обязанности они используют компьютер с установленным на него офисным программным обеспечением, которое и является, в данном случае инструментом. Сам компьютер в такой ситуации относится к категории производственного оборудования (см. следующую составляющую компетентности - Знания устройства и принципов работы производственного оборудования по рабочим процессам). Инструментами делопроизводителей будут являться отдельные канцелярские принадлежности, такие как степлеры, ламинаторы, резаки и пр. Механические измерительные инструменты (стрелочные индикаторы, микрометры, штангенциркули и штангели, ртутные, спиртовые и биметаллические термометры) не входят в категорию «инструментальной базы» и относятся к средствам измерения. Инструментами также будут являться маркерные доски, лазерные указки и т.п. – для преподавателей или докладчиков.

34

Знания устройства и принципов работы производственного оборудования по рабочим процессам

Производственным оборудованием будем называть технические средства, используя которые вместе с необходимыми рабочими инструментами, производится тот или иной продукт (в том числе и электронные документы). Примеры производственного оборудования: оборудование для обработки материалов (токарные, фрезерные станки, обрабатывающие центры, комплексы лазерной и плазменной резки, сварочное оборудование, гибочное и штамповочное оборудование, литейное оборудование и пр.), персональные компьютеры (оргтехника и периферия: принтеры, ксероксы, факсы, видеопроекторы, акустические системы, слайд-проекторы и пр. является в данной классификации технологическим оборудованием – о нем пойдет речь в следующей составляющей компетентности - Знания устройства и принципов работы технологического оборудования по рабочим процессам) и пр. В зависимости от обязанностей сотрудника, конкретное наполнение данной составляющей компетентности будет различным. Так, например, для сотрудников IT подразделений, знание принципов работы персональных компьютеров и систем параллельных вычислений, является основным требованием, а наладчику станка с ЧПУ в помимо знания электронной части оборудования нужно еще разбираться в механике станка и понимать физические принципы его работы. Для сотрудников, эксплуатирующих производственное оборудование (равно как и технологическое) данная составляющая компетентности будет иметь невысокий уровень значимости и не будет являться ключевой. Для сотрудников, занимающихся обслуживанием (т.е. проведением контроля технологических параметров работы оборудования, организацией и проведением регламентных работ) и ремонтом производственного оборудования эта составляющая компетентности будет являться ключевой.

35

Знания устройства и принципов работы технологического оборудования по рабочим процессам

Технологическим и вспомогательным оборудованием в рамках данной составляющей компетентности будем называть любое оборудование, способствующее или обеспечивающее работу основного, производственного оборудования (например, компрессорное, насосное, тягодутьевое, транспортное, грузоподъемное и пр. оборудование) или в отдельных случаях, обеспечивающее работу непосредственно самого сотрудника (осветительные приборы, кондиционеры, принтеры, ксероксы, факсы, видеопроекторы, акустические системы, слайд-проекторы и пр.). Так, например, для делопроизводителя, чья деятельность напрямую связана с использованием компьютера, принтера, факса, ксерокса и пр., технологическим оборудованием будут являться принтер, ксерокс (или МФУ) и факс, напротив, компьютер будет производственным оборудованием, а офисное программное обеспечение к нему – инструментами. Особое внимание следует обратить на формулировку данной составляющей компетентности: слова «устройство» и «принципы работы» имеют отношение только к специалистам, в чьи обязанности входит наладка и ремонт данного оборудования. Эксплуатация же оборудования (см. следующую составляющую компетентности - Навыки эксплуатации производственного и технологического оборудования по рабочим процессам) в большинстве случаев не требуют глубоких знаний в этих областях, а следовательно для сотрудников только эксплуатирующих технологическое оборудование (равно как и производственное – см. предыдущую составляющую компетентности - Знания устройства и принципов работы производственного оборудования по рабочим процессам) данная составляющая будет иметь низкий уровень значимости и не будет являться ключевой. Для сотрудников, занимающихся обслуживанием (т.е. проведением контроля технологических параметров работы оборудования, организацией и проведением регламентных работ) и ремонтом технологического оборудования данная составляющая компетентности будет являться ключевой.

36

Навыки эксплуатации производственного и технологического оборудования по рабочим процессам

Данная составляющая компетентности должна являться ключевой для тех, кто эксплуатирует различное производственное и/или технологическое оборудование. Под эксплуатацией будем понимать то воздействие, которое оказывает человек на оборудование через стандартные органы управления этого оборудования с целью получения конечного продукта (результатов) работы оборудования, соответствующих его назначению и определенных в его технической документации. Если должностными обязанностями сотрудника прямо или косвенно предусмотрена эксплуатация какого-либо оборудования (телефон, факс, ксерокс, принтер, компьютер, оборудования систем отопления, кондиционирования и вентиляции, комплексов лазерной резки, листогибочных прессов, мартеновской печи и т.д.), то для его должности данная составляющая компетентности будет являться ключевой.

37

Навыки наладки производственного и технологического оборудования по рабочим процессам

Наладка оборудования предполагает наличие знаний устройства и принципов работы оборудования, однако эти знания еще не гарантируют (не являются достаточными), что специалист будет способен наладить оборудование. Под наладкой оборудования будем понимать процесс настройки оборудования и корректировки его различных рабочих параметров без вмешательства в саму конструкцию оборудования, т.е. путем воздействия на его различные регулировочные органы, заложенные в его конструкцию на заводе-изготовителе (например, изменение свободного хода различных элементов механизма регулировочными винтами, центровка валов приводного и исполнительно механизмов, изменение жесткости опорной системы путем «поджатия» или «ослабления» упругих элементов конструкции, изменение ограничения максимальной скорости передачи данных программным способом, оптимизация потоков данных в информационных сетях без изменения их физической конфигурации, регулировка потоков масла, охлаждающей жидкости, минимального уровня подачи топлива и т.д.)

38

Навыки ремонта производственного и технологического оборудования по рабочим процессам

Под ремонтом подразумевается плановая или внеплановая процедура вмешательства в конструкцию (структуру) оборудования, сопровождающаяся заменой неисправных узлов (например, подшипников качения, ремней, зубчатых колес, плат, отдельных электронных компонентов и т.д.) и элементов (сальники, уплотнения и пр.) этой конструкции или структуры на новые или восстановленные старые элементы (если такое возможно). Важно: замена расходных материалов, таких как бумага, краска, картриджи, скрепки, отработанное масло и пр., а также замена инструмента производственного оборудования (режущий инструмент станка, программное обеспечение компьютера и пр.) не является ремонтной операцией – все это относится к предыдущей составляющей компетентности (Навыки наладки производственного и технологического оборудования по рабочим процессам), к наладке и обслуживанию оборудования. Сотрудники предприятий, в должностные обязанности которых входит проведение ремонтных работ, должны обладать данной составляющей компетентности как ключевой.

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ

39

Владение знаниями и опытом в области применения средств измерения и систем контроля

Средством измерения будем называть техническое приспособление или устройство (но не человек), основными задачами которого является определение уровня какой-либо физической величины (масса, скорость, энергия, количество, размер и т.д.) и представление данного уровня в соответствующих единицах измерения. Данной составляющей компетентности будут обладать те сотрудники предприятий, которым для выполнения своих должностных обязанностей необходимо использовать те или иные средства измерения, а также руководители и специалисты метрологических служб (для них эта составляющая компетентности является ключевой). Простейший пример средства измерения, механического принципа действия – линейка. Под системами контроля будем понимать аппаратно-программные комплексы или специальные устройства, которые в автоматическом или полуавтоматическом режимах проводят периодические или непрерывные измерения одного или нескольких параметров (возможно, характеризуемых разными физическими величинами) и в случае превышения установленного в системе порогового (предельного) значения производящие то или иное действие (в разных случаях – разное, но целью этого действия всегда является предотвращение опасной ситуации). Классический пример такой системы – автомат перегрузки электросети, а по простому «пробка», предохранитель, на корпусе которого обозначено предельное значение нагрузки (тока), превышение которой приведет к срабатыванию автомата и обесточиванию сети. Пример более сложных систем контроля – пожарная или охранная сигнализации, в них могут использоваться различные первичные преобразователи (датчики), являющиеся важной и неотъемлемой частью таких систем. Особо стоит отметить, что любые средства измерения периодически должны проходить поверку и калибровку, но об этом – в следующей составляющей компетентности (Владение знаниями и опытом по вопросам поверки и калибровки средств измерения и систем контроля).  

40

Владение знаниями и опытом по вопросам поверки и калибровки средств измерения и систем контроля

Поверка – процедура определения соответствия средства измерения установленным к данному средству измерения требованиям, путем сравнения его показаний с показаниями эталонного (калибровочного) средства измерения. В частности, процедура поверки предусматривает проведение калибровки средства измерения в целом (или его измерительного тракта) и его преобразователей (датчиков) в частности. Результатом калибровки является уточнение коэффициента преобразования и настройка средства измерения с целью снижения погрешности измерений до допустимого уровня. После успешного прохождения средством измерения процедуры поверки (а она должна повторяться с определенной периодичностью) устройству выдается свидетельство о поверке, в котором указан, в частности, срок действия этого свидетельства (т.е. дата очередной поверки). Результаты измерений, проведенных средством измерения, не имеющим свидетельства о поверке являются недействительными. Сотрудники предприятий, в чьи обязанности входит проведение поверки или подготовка средства измерения к процедуре поверки должны обладать данной составляющей компетентности, она является для них ключевой. Сотрудники, использующие средства измерения в работе (ответственные за измерение) или использующие результаты измерений, сделанных другими сотрудниками или штатными системами (стационарными системами контроля), также должны разбираться в вопросах поверки и калибровки средств измерений, но для них данная составляющая компетентности может быть не ключевой (второстепенной).

МАРКЕТИНГОВЫЕ

41

Знание продукции и услуг предприятия и предложений его конкурентов в данном сегменте рынка

Данная составляющая компетентности присутствует не только в позициях работников, обязанностями которых является сбыт продукции предприятий, но и в должностях сотрудников другого профиля, поскольку в различных областях деятельности необходимо учитывать особенности производства при принятии решений и проведении различных мероприятий. В качестве примера наличия этой составляющей компетентности в должностях сотрудников, не связанных со сбытом и продажей продукции можно привести позиции специалистов учебных подразделений, ответственных за организацию обучения. Поскольку организация обучения предполагает, в том числе, проведение анализа учебных программ, то такие специалисты должны обладать хотя бы общими представлениями о том, как те или иные знания помогут, в конечном итоге, повысить качество конечного продукта, и повлиять на технические, дизайнерские и прочие решения, повышающие конкурентоспособность. Специалисты и руководители конструкторских подразделений также должны обладать данной составляющей компетентности для того, чтобы разрабатывать конкурентоспособную продукцию. В отношении знаний рынка труда, например, эта составляющая компетентности применима в полной мере и ею должны обладать специалисты кадровых служб, связанные с подбором персонала.

42

Знание рынка сбыта и требований потребителей к функциональности и стоимости продукции

Данной составляющей компетентности должны обладать в полной мере те специалисты и руководители, от решений и деятельности которых зависят объемы продаж, стратегия развития предприятий, техническая, кадровая и пр. политики. В отношении рынка труда данная компетентность применима в том же объеме, что и предыдущая (Знание продукции и услуг предприятия и предложений его конкурентов в данном сегменте рынка). Данная компетентность имеет огромное значение для планирования всех сфер деятельности предприятий, поскольку на основании прогнозной информации об объемах продаж продукции (которую невозможно получить не обладая этой составляющей) строятся производственные планы, на основании которых, в свою очередь формируются планы работы всех подразделений, составной частью которых являются локальные планы подготовки кадров, образующие в своей массе общий план подготовки кадров каждого предприятия. Из вышесказанного вытекает в частности, что специалисты по подготовке кадров должны обладать данной составляющей компетентности, чтобы иметь представления о фундаментальных причинах потребностей в том или ином виде обучения.

43

Знание рынка продукции и услуг контрагентов предприятия по рабочим процессам

При выборе исполнителя (подрядчика) по вопросам оказания различных услуг, проведения отдельных видов работ, при выборе поставщика комплектующих или расходных материалов и т.д., возникает ряд вопросов, связанных с качеством приобретаемых изделий, качеством оказания услуг, надежностью контрагентов, стоимостью товаров и услуг. Для эффективного решения задач выбора поставщика или подрядчика необходимо обладать данной составляющей компетентности в полной мере в рамках соответствующего сегмента рынка. Для создания здоровой атмосферы рыночных, конкурентных отношений с контрагентами, правильной организации и проведения тендеров, данная составляющая компетентности должна входить в разряд ключевых для тех сотрудников, в чьи обязанности входит поиск и подбор контрагентов по оказанию услуг, проведению работ, поставке продукции и пр. В качестве примера можно привести специалистов IT подразделений, учебных подразделений, сотрудников подразделений снабжения и др.

44

Знание экономической теории и практики ее применения в рабочих процессах

Данной составляющей компетентности должны обладать не только сотрудники экономических подразделений, штатные экономисты подразделений предприятий, но и все специалисты и руководители, от решения и деятельности которых так или иначе зависит финансово-экономическое планирование в подразделениях, на предприятиях и в группе компаний. Этой составляющей компетентности необходимо обладать всем сотрудникам, обязанности которых предусматривают проведение расчетов экономической эффективности, организация и проведение тендеров и многое другое.

КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫЕ

45

Владение инструментами, методами и способами проведения ревизий, проверок и аудитов

Проведение внутренних проверок подразделений предприятия контрольно-ревизионными службами самого предприятия (КРО, СБ и пр.), проведение проверок и ревизий предприятия и его отдельных структур профильными специалистами и представителями контрольно-ревизионных служб управляющей компании, проведение аудитов поставщиков товаров и услуг (контрагентов, в том числе контрагентов по обучению) в соответствии с требованиями СМК, проведение проверок кандидатов на вакантные должности, проведение оценки персонала, контроля знаний учащихся и т.д. – все эти и им подобные виды деятельности требуют наличия у соответствующих сотрудников данной составляющей компетентности. Руководители подразделений в силу специфики работы на руководящей позиции также должны обладать этой составляющей компетентности, но не всегда она будет являться для них ключевой.

46

Знания и опыт в вопросах экономической, информационной, технологической и пр. безопасности

Деятельность любого сотрудника предприятия так или иначе предусматривает обладание данной составляющей компетентности, хоты бы потому, что существует коммерческая тайна предприятия, а также законодательная база, запрещающая разглашение отдельных видов информации (например, персональных данных). Ключевую роль эта составляющая будет играть в работе сотрудников контрольно-ревизионных подразделений и служб безопасности предприятий (для них она будет являться ключевой). Специалисты, чьи должностные обязанности предусматривают проведение анализа контрагентов, проведение аудитов поставщиков, организацию и проведение тендеров, также должны иметь высокий уровень и значимость данной составляющей компетентности. Специалисты по подбору персонала, по работе с кадровым резервом, по аттестации персонала, специалисты и руководители, отвечающие за охрану труда, соблюдение правил безопасности и промышленной безопасности также должны обладать данной компетентностью.

47

Владение инструментами, методами и способами оценки результатов и расчета эффективности

Эта составляющая компетентности предполагает умение оценивать результаты и эффективность проделанной и предстоящей деятельности, работы, проектов и пр., что включает в себя расчет показателей экономической эффективности, разработку индикаторов эффективности, KPI, их периодический мониторинг, анализ результатов мониторинга и многое другое. Данной составляющей компетентности должны обладать прежде всего руководители и специалисты управляющие процессами и проектами. Должности сотрудников финансово-экономических подразделений (особенно тех, кто занимается бизнес-планированием) должны включать в себя данную составляющую компетентности как ключевую.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню